Вариатор – вместо коробки передач

- Вторник, 23 Окт 2012 21:30 - Нет комментариев

Мордовский изобретатель перевернет мировое автомобилестроение

Мордовский изобретатель перевернет мировое автомобилестроение

Провинциальная Рузаевка может стать известной на весь мир. Именно здесь живет мордовский Кулибин — Александр Киселев, автор 15 патентов на изобретения, многие из которых в состоянии сделать переворот во всем мировом автомобилестроении.

Про таких говорят: повернутый на своем деле. Всю свою жизнь – а Александру Яковлевичу сейчас 75 лет – он занимается изобретательством. Главному своему детищу – усовершенствованному роторно-поршневому двигателю внутреннего сгорания – изобретатель посвятил более полувека. И его старания увенчались успехом – в 2009 году рузаевский умелец получил патент на свое изобретение. Но на этом дело застопорилось – внедрить новый двигатель в производство оказалось непросто.

— Похоже, в России мое изобретение никому не нужно, — печалится изобретатель. – Хоть в Японию продавай. А ведь я патриот…

Так в чем же состоит изобретение? Александр Киселев предлагает в качестве двигателя внутреннего сгорания использовать сбалансированный преобразующий механизм, в котором при вращательном движении четырех дугообразных поршней внутри двух пересекающихся кольцевых цилиндров образуются полости, меняющиеся по своему объему. Что соответствует процессам впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска. Такой двигатель работает по четырехтактному циклу, но за один оборот вала совершается 4 четырехтактных цикла – это соответствует работе и мощности 8-цилиндрового четырехтактного двигателя с кривошипно-шатунным механизмом.

Двигатель Киселева в итоге обладает большим крутящим моментом, в разы более высокой удельной мощностью. Число деталей в нем в десять раз меньше, чем в двигателе с кривошипно-шатунным механизмом, а значит, и вес – меньше в разы.

На свое изобретение Александр Яковлевич получил положительные заключения специалистов МГУ имени Н.П.Огарева, университета имени Баумана, Пермского моторного завода. Во всех этих заключениях черным по белому написано: «Предлагаемый в двигателе способ преобразования химической энергии в механическую работу позволяет существенно упростить конструкцию двигателя, улучшить массовые, габаритные и удельные показатели. При серийном производстве этот двигатель будет иметь меньшую себестоимость, высокую конкурентоспособность и пользоваться широким спросом».

Еще одно сенсационное изобретение Киселева – так называемый бесступенчатый замкнутый планетарный гидромеханический вариатор (название непростое, а вот сам механизм как раз очень даже прост). Дело в том, что этот самый вариатор способен заменить на легковых автомобилях коробку передач. В сравнении с ней вариатор имеет массу преимуществ. Этот совсем небольшой механизм в процессе работы самонастраивается на скоростные и силовые режимы работы в зависимости от профиля дороги и сил сопротивления движению автомобиля. По сути, это коробка-автомат, но в десятки раз проще.

— Бесступенчатая гидромеханическая передача проста по устройству, компактна, обладает высоким КПД и не имеет специальных регулирующих устройств, — поясняет изобретатель. – Что это дает? Использование такого вариатора уменьшает расход топлива, увеличивает моторесурс двигателя и скорость движения автомобиля.

Автомобилисты поймут, как это важно. Та же самая коробка-автомат, которая стоит сегодня на иномарках, ломается довольно часто, причем ее ремонт обходится совсем не дешево. Вариатор же Киселева – это в своем роде вечный двигатель – он может работать бесконечно долго и без поломок. На этом революционные решения для автомобилестроения у Александра Киселева не заканчиваются. Он изобрел усовершенствованный стартер, муфту свободного хода и многое другое. Шутка ли – 15 полученных патентов! И все изобретения, согласно техническим заключениям, более просты и в производстве, и в применении, да еще и долговечны, если не сказать больше.

Кстати,в изготовлении стартера принимал участие Саранский политехнический техникум (директор Михаил Голиков). Александр Киселев очень благодарен коллективу техникума за эту поддержку.

Голова у Александра Яковлевича – ого-го, как «варит» в этом деле! Это при том, что изобретатель не имеет специального технического образования. Он – юрист. А еще – многодетный отец: вместе с супругой Антониной Михайловной они воспитали 10 (!) детей. Сыновья пошли в отца: такие же мастеровые, известные на всю Рузаевку автомеханики.

Александр Киселев – признанный изобретатель в республике. Он является сотрудником Саранского дома науки и техники, постоянным участником республиканского конкурса «Инженер года», победителем VII Ярмарки бизнес-ангелов и инноваторов.

Но что все эти заслуги в сравнении с главной мечтой изобретателя – внедрить свои ноу-хау в серийное производство?!

— С этим у нас в стране туго, — снова вздыхает Александр Киселев. – Отечественный автопром не настроен внедрять революционные решения в производство. Так и придется к японцам обращаться…

Наталья ПОНОМАРЕВА.
Известия Мордовии

Добавить комментарий